Треппинг и оверпринт |
Статьи о технологиях и оборудовании |
Треппинг и оверпринт
Эта статья предназначена для подготовленного читателя. Для тех, кто сталкивался с совмещением красок при цветной печати, и видел, к чему приводят ошибки несовмещения, т.н. misregistration . И для тех, кто интересуется способами решения этой проблемы.
Рис 1. Несовмещение при печати.
Есть два способа решения проблемы misregistration, простой – overprint и сложный – trapping (будем применять эти термины в оригинальном, английском написании). Первый способ заключается в управлении режимом наложения красок друг на друга. Второй способ основан на применении специальных объектов – ловушек для misregistration. Оба способа тесно связаны друг с другом (их порой даже путают) и обычно применяются совместно.
Начнем с простого примера. Мы хотим напечатать пару объектов разного цвета. Один объект поверх другого. Что при этом происходит? Верхний объект может вырубить в нижнем «дырку» – т.е. сделать knockout. Наша вырубка – это специально созданный третий элемент, проекция верхнего объекта на нижний. Как только в нижнем объекте появилась вырубка, немедленно появилась и проблема – при печати нужно верхним объектом точно попасть в дырку нижнего. Совместить их. А всегда ли эта вырубка необходима?
Рис 2. Два варианта печати.
Часть 1. Overprint
В некоторых случаях мы можем запретить объекту создание вырубки под собой. Для этого и служит специальный атрибут – оverprint. Объект, имеющий атрибут overprint, не делает под собой вырубки в тех цветах, которых он не содержит. Вследствие чего совмещать объект и вырубку не придется (за отсутствием таковой). Нет «дырки» – нет проблем с совмещением.
Когда можно и когда нельзя применять оverprint? Давайте подумаем – а зачем вообще нам была нужна вырубка? Избежать наложения красок. А зачем? Избежать цветовых сдвигов. Обычные краски ведь прозрачны. Если желтый объект лежит поверх голубого фона, и без вырубки в голубом, то в наложении будет сумма двух цветов, объект станет зеленым (рис 3). Еще хуже, когда фоном идет пестрая картинка (растровая или векторная – не важно). Картинка будет откровенно просвечивать под объектом. А если сделать overprint белому объекту? Он просто исчезнет. Поэтому обычно объекты в издательских программах идут с атрибутом knockout (делают вырубки).
Рис 3. Цветовые сдвиги при наложении.
Overprint Black
В каких же случаях overprint возможен? Когда цветовые сдвиги не опасны. Когда они незаметны. К примеру, если объект черный и мелкий (рис 4). Если черный текст восьмого кегля идет поверх голубого фона с атрибутом overprint, то цветовой сдвиг в наложении K+C не существенен. Сдвиг есть (текст немного потемнеет), но он практически незаметен. Но если мы забудем про overprint, любой глаз заметит малейшее несовмещение между текстом и вырубкой под него в голубом (левый рисунок). Если говорить в общем, то суть выбора проста: нужно решить – что заметнее, дефекты несовмещения или цветовые сдвиги и «просвечивание». Для черного заметность misregistration на порядок выше, чем сдвиги. Поэтому обычной практикой в препрессе стало пускать черный в наложение – all black overprint.
Рис 4. Черный - knockout и overprint.
Но здесь кроется опасность.
Только в мелких объектах черный позволяет пренебречь цветовыми сдвигами и «просвечиванием». Подчеркиваю – только в мелких объектах. Офсетный черный – краска хоть и темная, но не абсолютно черная. И при этом достаточно прозрачная. Если вы сделаете overprint черной плашке размером 5?5 см и идущей поверх картинки, то картинка будет проглядывать под черным. Если ваша линия имеет толщину 5 мм, не стоит ей делать overprint, т.к. объекты, лежащие под ней, будут легко читаться глазом. Аналогично и с текстом большого кегля (рис 5). Итак, обычная практика препресс «всегда overprint черного» может и подвести. При расстановке атрибута overprint для черного требуется интеллект:
Рис 5. При большом кегле overprint станет заметен.
Атрибут overprint может быть расставлен непосредственно в макете, а может и в растровом процессоре репроцентра. Где удобнее? Ответ очевиден – там, где сидит специалист. Человек (или «искусственный интеллект»), знающий вышеупомянутые простейшие правила. С обеих сторон есть опасность нажать «ленивую» кнопку all black overprint. С другой стороны следует помнить – overprint, даже качественный, не заменяет собой trapping. Если вы не в состоянии сделать (заказать) trapping – старайтесь использовать более грубые настройки для overprint, даже в ущерб просвечиванию.
В полноценной (overprint+trapping) цепочке я рекомендую следующие установки для black overprint:
текст не более 12 кегля; текст не более 24 кегля;
В каких еще случаях цветовые сдвиги в наложении не опасны? Рассмотрим вариант применения непрозрачных красок – т.н. кроющих (opaque). В отличие от офсетных (прозрачных), кроющие краски не просвечивают. Если в нашем примере (рис 2) при печати применялась специальная кроющая желтая краска (и она печаталась после голубой), то при их наложении суммы цветов не возникнет. Желтый объект останется желтым. Здесь, в отличие от обычных красок, крайне важен порядок – желтый должен печататься после голубого.
Кроющими могут быть не только краски. Жесть – прекрасный пример кроющего материала. Если всерьез, то кроющими в полиграфии считаются фольги, используемые при тиснении, многие трафаретные краски. Бывают и кроющие офсетные краски, к примеру серебро, бронза и другие (так называемые «металлики»). Кроющие, но с замечанием. Плоский офсет, увы, не в состоянии нанести достаточно толстый слой краски. А при толщине краскослоя 1-2 мкм офсетное серебро чуть просвечивает, поэтому такие краски лучше назвать полукроющие (semi-opaque)[3]. Нередко кроющие краски смешивают с другими, прозрачными. Или осветляют («разбеливают»), применяя прозрачные лаки или же пуская краски в растр. В этих случаях кроющая способность такой краски падает, и применение overprint может привести к ошибкам.
Применение атрибута overprint для кроющих красок в основном определяется порядком их следования (print order)[4], но также может зависеть и от других технологических нюансов и ограничений. Все их раскрыть невозможно. Только один пример – при тиснении вышеупомянутой фольгой ошибки совмещения весьма большие. Фольга - хороший кроющий элемент, поэтому рисунок клише в макете обычно делают overprint. Но нужно не забывать про изображение под фольгой (точнее, про толщину краскослоя). Если штамп крупный, и ложится поверх темного рисунка, то краски под штампом окажется много. При этом краска может оказаться недостаточно просушена. В таком случае фольга при тиснении или отказывается переноситься вовсе, или пузырится. Как видим, ситуация схожа с overprint black, хотя причины совершенно разные. Здесь также требуется принять решение – когда можно обойтись overprint, а когда применить trapping (см. ниже).
Практика применения.
Нередко в макетах присутствуют не только сами изображения, но и контура высечек/биговок. Такому контуру назначаем overprint однозначно. Аналогично и с формами для выборочной лакировки, и с изображением клише для «слепого» тиснения. Еще один пример – кроющая белая подложка при печати на цветных или прозрачных материалах (рис 6). Такая подложка должна быть окрашена специально назначенным цветом (spot color или «пантон»), встроенный во все издательские программы white здесь не подойдет.
Рис 6. Кроющий белый на прозрачной подложке.
Несколько замечаний для препрессора, занимающегося выводом. К сожалению, средствами растрового процессора полностью автоматизировать процесс управления атрибутом overprint пока невозможно Некоторые растровые процессоры имеют возможности анализа объектов при расстановке overprint для черного (рис 7 и 8). К сожалению, возможности далеко не полноценные. Кроме того, overprint бывает нужно задавать не только черному. Cделать это автоматически для цвета типа «visechka» (или подобным) могут только растровые процессоры фирмы Creo-Scitex. В остальных случаях атрибут overprint придется расставлять вручную в приложении или в pdf.
Помните про контроль за overprint белого. Многие (наши любимые) издательские программы могут сделать overprint такому цвету, как black 0% tint. Т.е. белому. Любой preflight обязан проверять – always white knockout. Естественно, исключая ситуацию с кроющим белым.
Overprint текста в QuarkXpress требует особого внимания. Эта программа норовит обязательно поставить атрибут overprint любому (!) объекту, который лежит поверх белого (white underneath color). Иногда этот рискованный метод дает сбой. В случае «текст по тексту» (рис 9) красный текст, лежащий поверх черного, ошибочно получил атрибут overprint. Особо подчеркну – не забывайте следить за overprint при переделке макета, особенно при перекрашивании. ——————————————————————————–
[1] Повышенная заметность ложных контуров misregistration связана с тем, что человеческий глаз (точнее мозг) обучен с детства в любой картинке в первую очередь изыскивать информацию. Даже там, где ее не должно быть. Дефекты несовмещения образуют заметные паразитные элементы (артефакты), ухудшающие общее восприятие изображения. Особую чувствительность глаз имеет к яркостным перепадам, цветовые же дефекты значительно менее заметны. На подмене яркостных артефактов на цветовые и основаны наши приемы маскирования overprint и trapping.
[2] Даже идеальная машина не может совместить «в ноль». Причиной тому деформации бумаги, возникающие при прохождении ее сквозь печатную машину. На практике уточнить ожидаемое несовмещение лучше у технолога типографии. Обычно нормальным несовмещением считается половина линии растра. К примеру, для линиатуры 175 lpi это 70 мкм. Требовать от печатника идеального совмещения бессмысленно, только бумагу испортите в попытках приводки «в ноль».
[3] Любые краски, вне зависимости от того, офсетные они, трафаретные или другого типа, имеют разную прозрачность (точнее, кроющую способность). Ее уровень описывает специальный параметр – opacity. Часто, дабы не усложнять тему, краски разделяют на четыре типа – прозрачные, полупрозрачные, полукроющие, кроющие. Обычные триадные краски (т.н. process) – типичный semi-transparent (полупрозрачные).
[4] В связи с тем, что обычные (process, или как это принято в терминологии треппинга – normal) краски неидеально прозрачны, порядок их нанесения также стоило бы учитывать. Но для наших задач маскирования это маловажно. Более актуально это для цветоделения, где хорошо известно, что M+Y и Y+M – далеко не одно и тоже. Оба красные, но один «пионерский», а второй малиновый. Поэтому в офсете (в денситометрии) параметр наложения двух красок (бинар) специально отслеживают. Этот параметр также называют «trapping», но к процессу построения ловушек он имеет лишь косвенное отношение. По материалам: print-salon.ru
Похожие материалы :
Еще информация:
|
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru